- Мосты
Троицкий мост через Неву.
Троицкий мост через Неву.
Открытка начала XX в.Мосты. История Ленинграда неразрывно связана с сооружением и обслуживанием многочисленных мостов через Неву, её рукава, каналы, речки. Мосты являются неотъемлемой частью градостроительной структуры и архитектурного облика Ленинграда. В XVIIIXIX вв. число мостов неуклонно росло. В XX в. изменение их численности обусловлено развитием города, ростом городской территории, её благоустройством (осушение болот, засыпка мелких водоёмов), успехами мостостроения. В 1990 в Ленинграде было около 800 мостов различных видов и типов (не считая мостов на территории промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных. Собственно городских мостов 342, остальные в пригородах (в том числе в Кронштадте 5, Пушкине 54, Петродворце 51, Павловске 16, Ломоносове 7). На Неве, Большой Неве и Малой Неве 10 мостов (в том числе 1 железнодорожный), на канале Грибоедова 21, на Обводном канале 26 (в том числе 7 железнодорожных), на Фонтанке и Мойке по 15. Разводных мостов в городе 21. Эксплуатацией мостов ведают Ленмостотрест, Октябрьская железная дорога, некоторые другие организации; проектированием мостов Ленгипротрансмост, Ленгипроинжпроект, Гипротранспуть (Ленинградский филиал) и другие организации. Строительство и реконструкцию мостов осуществляют тресты Мостострой-6, Ленмостострой, РСУ Ленмосттреста.
Первый мост в городе сооружён через современный Кронверкский пролив, он соединил Заячий остров, где шло строительство Петропавловской крепости, с Берёзовым (Городским) островом (современный Петроградский остров), где формировался первый центр Петербурга; первоначально мост был наплавным и назывался Петровским, с 1887 современное название Иоанновский мост. Затем стали появляться другие деревянные балочные, свайные, разводные, наплавные мосты. Первым мостом через Большую Неву стал наплавной Исаакиевский мост, созданный в 1727. К 1740 в Петербурге было около 40 мостов . Ведущий мостостроитель инженер X. ван Болес.
17601800-е гг. период строительства каменных набережных и мостов . Первыми в конце 1760-х гг. были сооружены Прачечный мост, Верхне-Лебяжий мост, Эрмитажный мост, затем Казанский мост и Каменный мост. В 1780-х гг. возведены 7 однотипных разводных мостов через р. Фонтанка со строгими монументальными башнями (сохранились только на двух): Аничков мост, Обуховский мост, Старо-Калинкин мост, Измайловский, Семёновский, Симеоновский и Чернышёв мосты. В 17971800 построен Трёхчастный мост на Воскресенском канале. Эти сооружения, обогатившие облик города, относятся к шедеврам мостового зодчества. Группа мостов на каменных опорах была построена на Крюковом канале. Ведущие мостостроители: Ю. М. Фельтен, Т. И. Насонов, В. И. Назимов, И. Н. Борисов, Ф. В. Бауэр, П. К. Сухтелен, К. Ф. Модерах, И. К. и Ф. И. Герарды.
Первые железные мосты в России появились в 178090-х гг. в Царском Селе и Таврическом саду. В 180640-х гг. в Петербурге построено 12 чугунных тюбинговых мостов из пустотелых ящиков-клиньев (Полицейский, ныне Народный мост, Красный мост, Поцелуев мост, Синий мост, Конюшенный Большой мост, Театральный мост, Инженерный Первый мост, Певческий мост и др.) и 4 ребристых (Сальнобуянский, мост в Михайловском саду, Глухой мост через Адмиралтейский канал, 3-пролётный мост -плотина на р. Охта). В 182329 сооружено 8 висячих цепных мостов : Екатерингофский, Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Банковский, Львиный и 2 мостика на Безымянном ручье. Их создатели: В. И. Гесте, П. П. Базен, Г. Треттер, Е. А. Адам.
В 1850 (под руководством С. В. Кербедза) завершилось строительство первого постоянного моста через Большую Неву (см. Лейтенанта Шмидта мост). В 1837 появился первый в городе железнодорожный мост на Обводном канале, его деревянные арки на каменных устоях повторяли конструкцию обычных городских ездовых мостов . К 1809 число мостов достигло 102, к 1838 157, к 1863 181. В 1841 был построен первый проезжий железный арочный Ново-Никольский мост. В 1857 первый балочный со сплошными стенками Семёновский мост. С 1870-х гг. начинают строиться металлические мосты с двухшарнирными арками (Варшавский, Поцелуев) и сквозными фермами (Садовый Второй) под городскую железную дорогу (конку, затем трамвай).
В XVIIIXIX вв. одновременно с постоянными (круглогодичного пользования) деревянными, каменными и железными мостами действовали наплавные мосты , последние из которых просуществовали Троицкий (против Летнего сада) до 1903, Исаакиевский до 1916. В 1879 начал действовать второй постоянный мост через Неву Литейный мост. В начале XX в. построены Троицкий мост (ныне Кировский мост), Большеохтинский мост, Дворцовый мост, Финляндский железнодорожный мост через Неву и Большую Неву. Ведущие мостостроители: А. Е. Струве, Н. А. Белелюбский, Г. Г. Кривошеин, А. П. Пшеницкий, В. П. Апышков.
При восстановлении городского хозяйства Ленинграда в 192030-е гг. строилось много железобетонных (монолитных), в основном арочных, мостов : Ново-Кирпичный, Кашин, Обуховский и др. В 1936 открыт первый железобетонный мост через Неву Володарский мост. Ведущие советские мостостроители: академик Г. П. Передерий, инженеры Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева, архитекторы К. М. Дмитриев, Л. А. Носков.
В период блокады 194144 ряд мостов подвергался артобстрелам и вражеским бомбёжкам. При подготовке Ленинграда к обороне во время оборонительного строительства 194143 ряд пригородных и городских мостов был заминирован и подготовлен к взрыву, чтобы разрушением мостов задержать возможное продвижение противника. Механики разводных мостов были переведены на казарменное положение и жили внутри опор своих мостов . Ряд мостов был снабжён дымовыми шашками для создания дымовой завесы во время воздушных налётов. Регулярная разводка мостов была отменена и осуществлялась только по специальному указанию Штаба морской обороны Ленинграда через специальных морских офицеров, находившихся на мостах .
В 194050-х гг. строились преимущественно металлические мосты (мост Свободы, Биржевой мост, Ушаковский и Египетский мосты). Затем снова стали широко строиться железобетонные мосты (сборные) балочно-неразрезных, консольных, рамных и рамно-подвесных систем: мост Александра Невского, Тучков мост, Комаровский мост, Банный мост, мосты через pp. Смоленка, Волковка, Чёрная. В 1969 появился первый мост из алюминия Коломенский мост. Сооружён ряд мостов -теплопроводов с высокими архитектурными достоинствами (Итальянский мост, Английский мост, Сенной).
Самый широкий из ленинградских мостов Синий мост (ширина 97,3 м), затем Казанский мост (95 м), Певческий мост (72 м). Самый протяжённый мост Александра Невского (длина 905,7 м с пандусами). С Кировского и Пикалова моста можно увидеть сразу по 7 других мостов .
Особое внимание с начала XX в. (архитектор Л. А. Ильин) уделяется реставрации старых мостов . В 194060-х гг. эту традицию продолжили главный инженер Ленмостотреста П. П. Степнов, начальники Государственной инспекции по охране памятников Н. Н. Белехов, А. В. Победоносцев и др. Ныне мосты рассматриваются как памятник архитектуры и техники одновременно. Ряд мостов находится под государственной охраной как памятники истории и культуры.
Литература:
Кочедамов В. И., Мосты Ленинграда, Л.М., 1958;
его же, Проекты первого постоянного моста на Неве, в сб.: Архитектурное наследство, в. 4, М.Л., 1953;
его же, Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX в., там же, в. 9, М.Л., 1959;
Блэк И., Ротач А., Чугунные арочные мосты в Ленинграде, там же, в. 7, М.Л., 1955;
Тумилович Е. В., Алтунин С. Е., Мосты и набережные Ленинграда, М., 1963;
Пунин А. Л., Мосты Петрограда в дни Октябрьского вооруженного восстания, в сб.: Труды института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Серия Искусствоведение, в. 2, Л., 1970;
его же, Повесть о ленинградских мостах, Л., 1971;
По рекам и каналам Ленинграда. [Путеводитель], Л., 1973;
Пунин А. Л., Плюхин Е. В., Мосты повисли над водами. [Фотоальбом], 2 изд., Л., 1977;
Захаров О. Н., Архитектурные панорамы невских берегов, Л., 1984;
Памятники истории и культуры Ленинграда, состоящие под государственной охраной. Справочник, Л., 1985;
Бунин М. С., Мосты Ленинграда, Л., 1986.Николаевский мост через Большую Неву.
Николаевский мост через Большую Неву.
Открытка начала XX в.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.